В марте 2022 года жительница города Омска Ш. обратилась в аппарат Уполномоченного Омской области по правам человека с жалобой на действия территориального органа Пенсионного фонда России и несогласием с отказом в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
На неоднократные заявления (подано пять заявлений) о назначении пенсии по старости Ш. было отказано в назначении по причине отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее – ИПК), так как в страховой стаж не были включены периоды деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
К сожалению, в связи с отсутствием требуемых документов данные периоды не представилось возможным включить в страховой стаж заявительницы, но в тоже время в устной беседе с консультантом аппарата Уполномоченного заявитель уточнила, что в определенный период жизни осуществляла уход за своим отчимом, инвалидом 1 группы. О том, что данный период может быть учтен в страховой стаж, что, в свою очередь, позволит установить право на пенсию по старости, заявительница не знала.
После получения консультации о правилах подтверждения периода ухода за отчимом, Ш. вновь было подано заявление о назначении страховой пенсии по старости.
Структурным подразделением ОПФР по Омской области данный период был учтен, по повторному заявлению от 06.04.2022 Ш. установлена страховая пенсия по старости с даты обращения. Однако если бы данный факт был разъяснен заявительнице первоначально, пенсионные права были бы реализованы уже с января 2022 года.