Статистика по обращениям граждан, поступившим за 9 месяцев 2022 года

Об обращениях граждан, поступивших

к Уполномоченному Омской области по правам человека 

за 9 месяцев 2022 года

 

 

За 9 месяцев 2022 года в аппарате Уполномоченного Омской об­ласти по правам человека (далее – аппарат Уполномоченного) и в представитель­ствах (общественных приемных) в муниципальных районах Ом­ской области рассмотрено 1352 обращения, что на 178 обращений больше, чем за 9 месяцев 2021 года (1174).

Из них:

649 – устные обращения (48%), в том числе: 433 жалобы (32%) поступили по телефону, из них 63 – по прямой телефонной линии (5%); 118 (9%) – на личном приеме, в том числе 39 – на выездном приеме и 16 в местах принудительного содержания; 97 приняты в общественных приемных Уполномоченного (7%).

703 – письменные обращения (52%), из которых 287 поступили по почте (21%), 284 – по электронной почте, а также через интернет-приемную (21%), 132 получены на личном приеме Уполномоченного и специалистов аппарата (10%).

По сравнению с показателями 9-ти месяцев 2021 года в текущем отчетном периоде увеличилось число как устных, так и письменных обращений – за 9 месяцев 2021 года поступило 532 устных и 642 письменных жалоб.

Большинство обратившихся граждан проживают на территории города Омска — 956 жалоб (71%). В это число входят 62 обращений (5%)   из исправительных учреждений, находящихся на территории города Омска.

Также поступило 299 заявления от граждан, проживающих на территории сельских муниципальных образований Омской области (22%). Из них выделяются:

— Черлакский район –  70 обращений (5%);

— Омский район – 36 обращений (3%);

— Азовский Немецкий Национальный район – 31 обращение (2%);

— Исилькульский район – 24 обращения (2%).

Обращения из других муниципальных районов характеризуются следующими данными:

— Тарский район – 14 обращений (1%);

— Любинский район – 13 обращений (1%);

— Называевский и Муромцевский районы –  по 11 обращений (менее 1%);

— Таврический район – 10 обращений;

—  Павлоградский район – 9 обращений;

— Шербакульский район – 7 обращений;

— Горьковский, Крутинский, Москаленский районы – по 6 обращений;

— Большереченский, Кормиловский, Одесский и Полтавский районы – по 5 обращений;

— Калачинский и Марьяновский районы – по 4 обращения;

— Большеуковский, Саргатский и Усть-Ишимский районы – по 3 обращения;

— Нижнеомский, Оконешниковский и Седельниковский районы – по 2 обращения;

—  Русско-Полянский и Тюкалинский районы– по 1 обращению.

Из Знаменского, Колосовского, Нововаршавского и Тевризского районов Омской области обращений не поступало.

В 66 обращениях (5%) адрес заявителя не указан: заявители отказались его назвать либо не написали.

В течение 9-ти месяцев 2022 года к Уполномоченному поступило 30 обращений из других регионов Российской Федерации (из Республики Хакасия, Алтайского, Краснодарского и Пермского краев, Кемеровской, Курганской, Новосибирской, Свердловской, Тюменской, Читинской областей, городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкого АО), а также 1 обращение из Республики Казахстан.

Все указанные обращения касались прав граждан, проживающих или временно находящихся на территории Омской области.     

По количеству заявителей обращения характеризуются следующим образом. Из общего числа:

—  1341 (99%) — обращения индивидуального характера,

—  11 (1%) — коллективные обращения.  

Общее число граждан, использовавших коллективную форму обращения, составило 467 человек. 

Анализ категорий граждан, обратившихся к Уполномоченному, показывает, что, как и в предыдущие периоды, значительную их часть составляют представители слабо защищенных слоев населения.

Так, более четверти от общего числа поступивших жалоб (28%) – от граждан пенсионного возраста (за 9 месяцев 2021 года доля жалоб от пенсионеров составила 30%).

Доля жалоб от инвалидов и других категорий граждан, пользующихся льготами по различным основаниям (ветераны труда, ветераны военной службы и боевых действий, ветераны ВОВ и приравненные к ним лица, дети участников ВОВ) составила 6% (по результатам 9-ти месяцев прошлого года – 6%).

Жалобы от работников различных отраслей составили 7 % от общего числа обращений, как и в 2021-м году. Доля жалоб от временно не работающих граждан составила 2% (в 2021 году 1%).

Жалобы от родителей в интересах несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, от многодетных, приемных и опекунских семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составили 7% от общего числа поступивших обращений (доля подобных жалоб в 2021 году составила 7%).

Доля обращений от лиц, находящихся в местах принудительного содержания, — 14% (показатель 2021 года – 12%).

По тематике обращения, поступившие к Уполномоченному, распределяются следующим образом.

Вопросы социального обеспечения и социального страхования366 жалобы, что составляет 27% от общего количества. Число обращений данной тематики по сравнению с аналогичным отчетным периодом 2021 года увеличилось — в 2021 году поступило 211 таких жалоб (18%). Большинство обращений в данной категории затрагивают вопросы пенсионного обеспечения, а также оформления пособий, различных выплат и компенсаций. Число жалоб, связанных с оформлением льгот, уменьшилось — 17 (1%) в текущем году против 19 (2%) в 2021.

223 обращения, что составляет 17% от общего числа, формируют блок жалоб и заявлений в сфере уголовного права и исполнения наказаний. Число и доля обращений данной категории в текущем году по сравнению с показателем прошлого года выросли – за 9 месяцев 2021 года поступило 85 таких жалоб (12%). Существенно увеличилось число жалоб на действия (бездействие) органов внутренних дел и на нарушения, допущенные в исправительных учреждениях.

В категории «Жилищные вопросы» поступило 173 обращения, что составило 12% от общего числа. Количество обращений данной тематики по сравнению с 2021 годом уменьшилось – за 9 месяцев прошлого года поступило 190 подобных жалоб (16%). Лидируют обращения по жилищно-коммунальным вопросам (электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение), не обеспечению жилых помещений, вопросам постановки и снятия с учета для улучшения жилищных условий.

Вопросы о правоотношениях, регулируемых гражданским законодательством, поставлены гражданами в 163 обращениях, что составило 12% от общего числа. Количество жалоб данной категории по сравнению с предыдущим годом увеличилось – в 2021 году поступило 137 подобных обращений (12%). При этом существенно увеличилось число обращений о неисполнении судебных решений и жалоб на действия (бездействие) судебных приставов. Снизилось количество жалоб на незаконность судебных решений.

В текущем отчетном периоде существенно увеличилось число обращений в категории «Оборона» — поступило 120 обращений (9%). Показатель аналогичного отчетного периода 2021 года – 6 жалоб (менее 1%). Данное обстоятельство, безусловно, связано с объявлением 21.09.2022 частичной мобилизации на территории РФ, и, как следствие, появлением вопросов о порядке ее проведения, решении возникающих задач.

Проблемы в реализации прав граждан на получение медицинской помощи и права на охрану здоровья изложены в 70 обращениях (5%), 9 месяцев 2021 года – 89 обращений, 8%.  Как и в прошлом году, лидируют жалобы на нарушения в медицинских учреждениях.

В сфере реализации права на труд и занятость населения подано 52 обращений (4%).  Число обращений данной тематики по сравнению с 2021 годом снизилось (за 9 месяцев 2021 года поступило 67 таких жалоб, составивших 6%). Как и в прошлом году большинство жалоб касались нарушения работодателями требований законодательства об оплате труда, индивидуального трудового спора по иным основаниям, а также проблем в сфере трудоустройства и занятости населения.

В категории «Информация и информатизация»52 обращения — об оказании содействия в предоставлении информации, в том числе правового характера (9 месяцев 2021 года – 52 обращения). 

По вопросам, связанным с гражданством, миграцией, административным законодательством, поступило 43 обращения, 3% от общего числа (2021 год – 53 жалобы, 4%). В данной категории лидируют обращения, связанные с вопросами приобретения гражданства РФ, и жалобы на привлечение к административной ответственности и применение мер административного принуждения.

В категории «Семья» поступило 35 заявлений, 3% от общего числа (9 месяцев 2021 года – 33 жалобы, 3%). Наибольшее число обращений данной тематики связано с правами и обязанностями родителей.

В разделе «Образование» поступило 32 обращения, 2% от общего числа обращений (2021 год – 50 обращений, 4%).

В категории «Природные ресурсы. Охрана окружающей среды» поступило 23 обращения, 1% от общего числа (9 месяцев прошлого года –            28 жалоб).

    Вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью, были поставлены в 8-ми обращениях (9 месяцев 2021 года — 23 обращения).

«Безопасность и охрана правопорядка» – 6 жалоб по вопросам безопасности личности и общества (9 месяцев 2021 года – 18 таких жалоб).

«Основы государственного устройства» — 6 обращений.

К категории «Другое» отнесено 13 обращений. В этот блок входят жалобы, которые не могут быть отнесены к другим разделам.

Несоответствие количества обращений, разбитых по тематике, общему числу обращений, поступивших в аппарат Уполномоченного, объясняется тем, что в ряде жалоб затрагивается сразу несколько вопросов.

             Характер обращений позволяет распределить их и по типу органа (должностного лица), действия (бездействие) которого обжаловались.

По итогам 9 месяцев 2022 года поступило: 646 обращений на действия федеральных органов власти (48%); 161 – в адрес органов власти субъекта (12%); 67 – на действия органов местного самоуправления (4%); 148 – на действия негосударственных организаций (11%).

Также за отчетный период поступило 35 жалоб на нарушение прав граждан физическими лицами, кроме того, рассмотрено 295 обращений о разъяснении правовых норм и способа защиты права.

По сравнению с показателями 9 месяцев 2021 года, в текущем отчетном периоде увеличилось число жалоб на действия федеральных органов власти и заявлений о разъяснении правовых норм. Уменьшилось число жалоб на действия органов власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, в адрес негосударственных организаций и на действия физических лиц.

 

О работе с обращениями, поступившими к представителям Уполномоченного в муниципальных районах Омской области.

По итогам 9-ти месяцев 2022 года на прием к представителям Уполномоченного в сельских районах области поступило 97 обращений. В 2021 году этот показатель составил 55 жалоб.

По форме все указанные обращения устные.

Наибольшее количество обращений (60) поступило к представителю в Черлакском районе Н.Ф. Боберенко – ею рассмотрено 62% от общего количества обращений, принятых представителями в сельских районах.

По остальным районам обращения распределились следующим образом:

— Азовский Немецкий Национальный район – 20,

— Любинский район – 11,

— Нижнеомский и Муромцевский районы – по 2 обращения,

— Большереченский и Большеукавский районы – по 1 обращению.

В общественные приемные Уполномоченного в Горьковском, Крутинском, Марьяновском, Москаленском, Павлоградском, Русско-Полянском, Седельниковском, Тевризском, Тюкалинском районах в текущем отчетном периоде обращений не поступало.

Прием граждан представителями Уполномоченного в Знаменском, Калачинском, Колосовском, Кормиловском, Называевском, Нововаршавском, Одесском, Оконешниковском, Омском, Полтавском, Саргатском, Таврическом, Тарском районах Омской области не велся.

Большинство обращений, поступивших в общественные приемные, от пенсионеров – 45 (46%). Вторая по численности категория заявителей — работники различных отраслей – 30 (31%). Поступило по 7 обращений от временно не работающих граждан и родственников мобилизованных. Авторами 5-ти обращений стали граждане других государств. 2 жалобы получено от людей с инвалидностью, 1 – от многодетной семьи.

Наибольшее количество обращений – 42 (43%) касались тематики «Гражданское право». Это вопросы, связанные с правом частной собственности на имущество, оспариванием судебного решения, наследством.

В категории «Жилище» принято 14 жалоб (14%). Заявителей интересовали вопросы реализации права собственности на жилое помещение, коммунального хозяйства, постановки на учет для предоставления жилья, оплаты коммунальных услуг.

9 обращений (9%) касались нарушений трудового законодательства. Главными темами таких обращений стали проблемы при трудоустройстве, оплата труда, гарантии и компенсации.

Вопросы категории «Семья» стали темой для 7 обращений.

По порядку частичной мобилизации граждан поступило 7 заявлений.

Условия и порядок вступления в гражданство РФ – 5 обращений.

4 жалобы поступило на ненадлежащее медицинское обслуживание.

3 обращения поступили в сфере пенсионного обеспечения.

3 жалобы затрагивали основы государственного устройства.

2 касались содержания и ремонта дороги.

1 – реализации права на образование.

Обратиться к Уполномоченному

    ×