28 февраля 2023 года в онлайн-режиме состоялось собрание родителей, воспитывающих детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Организатором встречи выступило региональное министерство образования при поддержке областной службы занятости населения.
Судя по числу его участников (около 80 человек – в очном формате, более 3300 просмотров), у родителей выпускников адаптивных школ данная тема разговора вызывает неподдельный интерес.
Участники собрания проинформированы о возможностях и адресах получения профессионального обучения по рабочим профессиям, должностям служащих, по которым разработаны адаптивные программы профессионального обучения, а также о перспективах содействия в трудоустройстве после окончания профессиональной школы.
Работники органа управления образованием услышали пожелания об увеличении числа мест по некоторым направлениям специальностей (к примеру, кухонные работники), которые наиболее востребованы в предстоящем выпуске обучающихся адаптивных общеобразовательных учреждений.
По мнению значительного числа участников собрания, родительский разговор о соблюдении права ребенка на профессиональное образование был актуальным, полезным и доброжелательным.
В регионе 98,8% детей с ОВЗ, инвалидностью обучаются в образовательных организациях, из них более 30% детей получают образование в условиях инклюзии.
По программам среднего профессионального образования обучаются 743 студента с ОВЗ и инвалидностью, по программам профессионального обучения – 846 слушателей с ОВЗ и инвалидностью.
Уполномоченный Омской области по правам человека Ирина Касьянова расценивает профессиональное образование как наилучший способ социализации человека с особенностями развития после окончания школы. Именно оно является элементом профессиональной реабилитации людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, дает возможность эффективно участвовать в жизни общества. В развитии региональной системы среднего профессионального образования наблюдается ряд позитивных моментов.
Вместе с тем, по мнению омбудсмена, достигнутые показатели, которые демонстрирует каждый год Омская область, не могут принижать значение соблюдения прав отдельного ребенка на образования, которое ему принадлежит по рождению. Пока, на ее взгляд, система инклюзии не подстраивается под каждого обучающегося с особыми потребностями.
Нужны более эффективные механизмы, гарантирующие каждому гражданину с особенностями в развитии получение образования и дальнейшего трудоустройства с учетом его образовательных потребностей, физических возможностей и удаленности от места жительства.
Сегодня реальность такова, что свои права приходится отстаивать, быть напористым и целеустремленным.
Граждане сталкиваются с проблемой территориальной (не говоря о шаговой) доступности образовательных учреждений системы профессионального образования, реализующих специальные образовательные программы. Лицам, испытывающим затруднения в передвижении, социальной адаптации и развитии, на сегодняшний день предлагается преодолевать каждый день значительные расстояния по городу Омску, чтобы реализовать свое право на профессиональное обучение.
В преломлении к интересам и запросам конкретного человека с ОВЗ и(или) с инвалидность не так широк выбор профессий рабочих, должностей служащих, по которым созданы специальные образовательные условия. Ограничен круг работодателей, готовых обеспечить инвалидов специальными рабочими местами по квоте.
В практике деятельности Уполномоченного в 2021, 2022 году имеются примеры положительного рассмотрения обращений родителей такой категории выпускников общеобразовательных организаций. Активная и конструктивная позиция родителей помогла органам публичной власти скорректировать степень доступности профессионального обучения для таких обучающихся.
После обращения к Уполномоченному с предложениями родителей о создании дополнительных мест для детей с ОВЗ, региональное министерство образования живо откликнулось и эти предложения были поддержаны. В 2022/2023 учебном году открыты дополнительные учебные группы по программам профессионального обучения в 4 учреждениях среднего профессионального образования, в 2-х адаптивных школах открываются 10 классы с программами углубленной трудовой подготовки.
Как заверило Министерство образования Омской области в 2023/2024 учебном году запланировано открытие дополнительных групп профессионального обучения на базе общеобразовательных организаций адаптивного образования.
Прошедшее родительское собрание подтвердило необходимость регулярной настройки маршрутизации дошкольного, общеобразовательного и профессионального обучения по адаптивным образовательным программам.