К Уполномоченному Омской области по правам человека за последние полгода поступило три обращения граждан с жалобами на работу одной из сельских школ Азовского немецкого национального муниципального района. Одно из заявлений касалось учащегося, который не успевает сразу по нескольким учебным предметам. 29 января 2024 года Ирина Касьянова посетила данное образовательное учреждение, чтобы лично разобраться в ситуации.
Во время визита в школу Уполномоченный Омской области по правам человека встретилась с руководством учреждения, поинтересовалась как организовано сопровождение детей, испытывающих затруднения в обучении и какие условия создаются для учащихся с ОВЗ.
Итог встречи оказался неутешительным. В очередной раз омбудсмен вынуждена констатировать грубые нарушения требований законодательства об образовании в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья.
В данном образовательном учреждении обучается пятеро детей с особым статусом, который определен психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). По закону об образовании заключение ПМПК для учреждения является документом, обязательным к исполнению в полном объеме. Для родителя он носит рекомендательный характер. Тем не менее в данной школе заключения комиссии не выполняются: психолого-педагогический консилиум учреждения по факту не действует, коррекционная работа, как составная часть адаптированной основной образовательной программы не проводится, учителя не имеют специальной подготовки для работы по направлениям инклюзии, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса отсутствует.
Также нарушаются права детей, испытывающих затруднения в обучении. Гарантированная законом психолого-педагогическая помощь в школе не оказывается (ст. 42 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Вместо такой помощи учителя пишут по несколько докладных записок в месяц о неприемлемом поведении ребенка на уроке. Профильные специалисты, которые не владеют (либо не практикуют) методами и средствами психолого-педагогической коррекции, проводят беседы с учеником и родителем о недопустимости нарушения учебной и поведенческой дисциплины. Некоторые педагоги не могут справиться с обучающимся уже на протяжении длительного времени. Это при том, что для помощи учителям существуют такие профессиональные сообщества, как педагогический совет, методические объединения учителей, психолого-педагогический консилиум, областной профильный психологический центр и педагогические онлайн-площадки.
Комитет по образованию Азовского ННМР признал существующие проблемы в организации инклюзии и психолого-педагогического сопровождения школьников в данном образовательном учреждении и заверил, что приложит дополнительные усилия по изменению ситуации к лучшему. Уполномоченный держит на контроле соблюдение академических прав несовершеннолетних граждан и в случае бездействия должностных лиц доведет информацию до надзорных органов.