Уполномоченный Омской области по правам человека продолжает изучать положение дел с соблюдением прав каждого ребенка на доступное образование. Так в рамках рабочей поездки в Горьковский муниципальный район Омской области 12 апреля 2024 года Ирина Касьянова посетила муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Горьковская средняя общеобразовательная школа № 1 имени В.А. Варнавского» (р.п. Горьковское).
Школа-долгострой открыла свои двери для детей в феврале 2024 года. Она рассчитана на 550 мест, по факту в ней обучается 530 детей, причем 208 из них – младшие школьники – продолжают обучаться в старом здании школы.
Ирина Касьянова ознакомилась с современными условиями получения основного среднего общего или среднего полного образования в условиях сельской местности, поинтересовалась мнением об этом у самих обучающихся, побеседовала с руководством и учителями учреждения.
Открытие новой школы в рабочем поселке Горьковское, по мнению Уполномоченного, это воплощение принципа создания равных возможностей для получения новых знаний. Здесь и комфортные условия, и светлые просторные помещения, доступная система онлайн-обучения, современные информационные технологии, оборудование для мастерских, спортзалов, учебных кабинетов и помещений для кружковой работы, и впечатляющий актовый зал — всё, что требуется для современного образования.
Уполномоченный также отметила, что обучение в старших классах реализуется по универсальному и социально-экономическому профилям. Кроме того, обучающиеся 10 класса имеют возможность углубленного изучения физики, истории и биологии.
«Вместе с тем сложилось впечатление о том, что в новую школу перешел и формальный подход в некоторых вопросах организации образования. К примеру, во внутреннем дворе школы установлен флаг России, но из-за невнимательного отношения к государственному символу, как одному из главных опорных точек воспитания подрастающего поколения, он, к сожалению, оказался приспущенным, а географическая карта России, которая висит в учебном кабинете – устаревшей. В столовой же обнаружен стойкий избыточный запах хлорки и отсутствие согласованного меню обедов, причем питание организовано только в виде завтраков. На уроке физкультуры дети занимались не в спортивной форме».
Помимо этого, у регионального омбудсмена возникло немало вопросов к руководству муниципальной системы образования в части создания условий получения образования детьми с особыми образовательными потребностями.
В Горьковской школе 27 учеников имеют статусы «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» и (или) «ребенок-инвалид». Большинство таких детей – 19 человек – находятся на домашнем обучении, 8 детей с ОВЗ обучаются инклюзивно на параллелях 1-6 классов.
Согласно заключениям психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) несовершеннолетние нуждаются в создании специальных условий образования: обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам, использование специальных методов обучения и учебных пособий, организация коррекционной работы с профильными специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом), проведение дополнительных индивидуальных занятий по некоторым учебным предметам, обеспечение возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога. Все заключения ПМПК и соответствующие заявления родители учеников представили в образовательное учреждение.
Для родителя прохождение ПМПК носит рекомендательный характер, для школы заключение комиссии по закону является обязательным документом для исполнения в полном объеме. Однако не для Горьковской школы, где требования ПМПК не выполняются. Во-первых, бездействует психолого-педагогический консилиум учреждения – форма обучения рекомендациями консилиума, как это предписано заключением ПМПК, ни у одного ребенка с ОВЗ не определена. Во-вторых, не ведется динамическое наблюдение за эффективностью реализации рекомендаций ПМПК. В-третьих, не разработана адаптированная основная образовательная программа для каждого из нуждающихся обучающихся. В-четвертых, с начала учебного года не проводится коррекционная работа, как составляющая часть программы. Помимо этого, отсутствует психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, а руководство школы не имеет специальной подготовки для работы по направлениям инклюзии.
Вывод Уполномоченного по итогу посещения Горьковской школы неутешительный: качество образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов не соответствует Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Учредитель образовательной организации – администрация муниципального района – поставлен в известность. Уполномоченного заверили в том, что в ближайшее время все нарушения будут устранены. С региональным министерством образования, как регулятором правоотношений в сфере образования, в очередной раз Уполномоченному есть что обсудить.
Уполномоченный будет следить за соблюдением академических прав несовершеннолетних граждан с ОВЗ в Горьковской школе имени В.А. Варнавского.