Специальный доклад подготовлен Уполномоченным Омской области по правам человека И.М. Касьяновой в 2024 году в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона Омской области от 6 июня 2007 г. № 921-ОЗ «Об Уполномоченном Омской области по правам человека».
При подготовке доклада использована информация, предоставленная Уполномоченному Прокуратурой Омской области, Главным управлением МЧС России по Омской области, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, Министерством труда и социального развития Омской области, ОСФР по Омской области.
Введение
Российская Федерация, как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб и иные гарантии социальной защиты.
Поддержка особо уязвимых групп населения – престарелых и инвалидов, включает в себя как программы социального страхования (например, пенсии), так и программы социальной помощи (например, социальные пособия) и может быть материальной (например, деньги, вещи, услуги) и нематериальной (социальное обслуживание).
Социальное обслуживание в России в своей основе – это деятельность по предоставлению социальных услуг, направленных на оказание постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Деятельность Уполномоченного Омской области по правам человека по соблюдению прав граждан в сфере социального обслуживания населения осуществляется не только в рамках обращений граждан, поступающих по данному направлению в аппарат омбудсмена, а в большей степени на постоянной основе при организации плановых выездов в учреждения социального обслуживания стационарного типа: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социальной адаптации, кризисные центры, негосударственные поставщики, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.
Социальное обслуживание населения в государственных стационарных учреждениях
Стационарное социальное обслуживание в Омской области пожилым гражданам и инвалидам предоставляют 28 поставщиков социальных услуг, в том числе:
- 14 государственных учреждений, подведомственных Министерству труда и социального развития Омской области;
- 10 индивидуальных предпринимателей;
- 3 социально ориентированные некоммерческие организации;
- 1 общество с ограниченной ответственностью.
В зависимости от категории получателей социальных услуг организации социального обслуживания подразделяются на организации: общего, специального и психоневрологического типа.
Тип организации |
Мощность койко-мест/ удельный вес |
Количество проживающих на 01.05.2024 г. |
Заполняемость мест (%) |
Государственная форма собственности |
|||
Общий |
1 616 (33%) |
1 541 |
95,4 |
Специальный |
201 (4%) |
179 |
89,1 |
Психоневрологический |
3 093 (63%) |
3 116 |
100,7 |
Итого по государственным учреждениям |
4 910 (100%) |
4 836 |
98,5 |
Частная форма собственности |
|||
Общий |
1 006 |
586 |
58,3 |
Итого по всем организациям |
5 916 |
5 422 |
91,6 |
На рынке социальных услуг Омской области организации общего типа представлены государственными и негосударственными организациями, а организации специального и психоневрологического типов – только государственными учреждениями.
Более половины проживающих в государственных стационарных учреждениях нуждаются в постоянной посторонней помощи и относятся к III или IV группе нуждаемости. В учреждениях общего и психоневрологического типа организована работа 37 отделений милосердия, в которых проживают 2 448 получателя социальных услуг, что составляет 50,6% от общего числа получателей социальных услуг.
СПРАВКА
III — постоянная нуждаемость в посторонней помощи при неспособности получателя социальных услуг к адекватному восприятию себя, окружающей обстановки, оценке ситуации (дезориентации) или неспособности контролировать свое поведение (нуждаемость в частичном уходе, постоянном наблюдении и сопровождении в целях обеспечения безопасности получателя социальных услуг и окружающих граждан);
IV — постоянная нуждаемость в посторонней помощи при полной утрате способности или возможности осуществлять самообслуживание и самостоятельно передвигаться, в том числе при наличии психического расстройства (интенсивный уход).
Действующие в регионе организации социального обслуживания стационарного типа, учитывая постоянную востребованность предоставляемых услуг, не в состоянии были полностью удовлетворить спрос на обеспечение граждан преклонного возраста или лиц с ограниченными возможностями здоровья в стационарном социальном обслуживании и Правительством Омской области уделено большое внимание развитию стационарных учреждений социального обслуживания.
За предыдущие три года был открыт новый корпус Омского психоневрологического интерната с современным уникальным оснащением, новый 4-этажный корпус Автономного стационарного учреждения социального обслуживания Омской области «Такмыкский дом-интернат» в Большереченском районе Омской области. Очередность практически отсутствует.
В 2021-2024 гг. Уполномоченным осуществлены рабочие поездки по государственным учреждениям Омской области, предоставляющим социальные услуги в стационарной форме:
- Автономное стационарное учреждение социального обслуживания «Крутинский дом-интернат»;
- Автономное стационарное учреждение социального обслуживания «Марьяновский дом-интернат»;
- Автономное стационарное учреждение социального обслуживания «Омский дом-интернат»;
- Автономное стационарное учреждение социального обслуживания «Такмыкский дом-интернат»;
- Автономное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области «Тарский дом-интернат»;
- Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Кировский детский дом-интернат»;
- Автономное стационарное учреждение социального обслуживания «Куйбышевский дом-интернат»;
- Автономное стационарное учреждение социального обслуживания «Нежинский геронтологический центр»;
- Автономное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области «Большекулачинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов»;
- Автономное стационарное учреждение социального обслуживания «Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов»;
- Стационарное отделение автономного учреждения Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Исилькульского района».
По итогам посещения отмечено, что в большинстве учреждений права инвалидов и престарелых граждан на достойное и комфортное проживание соблюдены. Для проживания постояльцам предоставлены уютно оформленные комнаты на 1-3 человек.
В целях оказания социально-бытовых услуг в учреждениях функционируют: банно-прачечные комплексы, швейные мастерские, парикмахерские, гаражные комплексы с автотранспортом, в том числе спецавтомобили, оснащенные подъемным механизмом для перевозки получателей социальных услуг, передвигающихся с помощью инвалидной коляски.
В целях продолжения активной жизнедеятельности проживающих штатные психологи учреждения реализуют свои методики, в том числе, с использованием комнат психологической разгрузки.
Для оказания социально-медицинских услуг оборудованы современные медицинские посты с круглосуточным дежурством медицинского персонала. Функционируют кабинеты медицинской части: электрокардиографии, ультразвуковой диагностики, рентгенологический, процедурные, перевязочные, прививочные, стоматологические, физиотерапии, и массажа, а также аптека, ингаляторий, залы лечебной физкультуры, клинико-биохимическая лаборатория, централизованное стерилизационное отделение, водолечебница с душевой кафедрой и лечебными ваннами, спелеоклиматическая камера и кабинеты приема врачей узких специальностей.
Особое место в сфере социального обслуживания занимают учреждения стационарного типа, предоставляющие социальные услуги гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в уходе и наблюдении, страдающим психическими заболеваниями.
Столь сложная категория инвалидов требует от администрации и персонала учреждений постоянного внимания и профессиональной отдачи.
Как показали результаты посещения Уполномоченным расселение получателей социальных услуг в данных учреждениях произведено с учетом медицинских показаний, возраста, пола и психологической совместимости.
В целях восстановления и развития интеллектуально-эстетических возможностей личности, реализуются различные социально-реабилитационные программы, клубы по интересам.
В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, руководством учреждений проводится работа по подготовке документов, представляемых в Министерство образования Омской области для регистрации данной категории граждан в целях реализации права на жилое помещение.
Инвалидность означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.
Важным аспектом социализации лиц с ограниченными возможностями является обеспечение доступа к образовательным услугам и предоставление возможностей при трудоустройстве.
Для обеспечения социальной занятости ментальных инвалидов и других инвалидов, испытывающих значительные трудности в осуществлении самостоятельной трудовой деятельности в учреждениях организовано трудоустройство 96 человек.
Открытие отделений сопровождаемого проживания инвалидов предоставляет последним возможность учиться бытовому самообслуживанию – приготовлению пищи, уходу за своими вещами, а в дальнейшем и планированию собственного бюджета. Переход к новому качеству жизни проходит под присмотром и кураторством специалистов по социальной работе. Подобные отделения расположены в отдельно стоящем корпусе, в котором находятся индивидуальные комнаты, общая комната и кухня.
Предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания населения негосударственными поставщиками социальных услуг
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 28 декабря 213 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», статьей 14 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Министерством труда и социального развития Омской области формируется и ведется реестр поставщиков социальных услуг Омской области.
Включение организаций социального обслуживания в реестр осуществляется на добровольной основе в соответствии с Порядком формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг Омской области, утверждённого приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 8 декабря 2014 № 177-п «О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг Омской области и регистра получателей социальных услуг Омской области».
В Омском регионе зарегистрировано и включено в реестр 16 поставщиков социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в 30 объектах с общим количеством мест 1 214.
В негосударственных пансионатах проживает 10,8 % граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании (без учета коммерческих клиентов), от общего числа граждан, проживающих в стационарных организациях.
Государственная поддержка негосударственных организаций осуществляется путем предоставления субсидий негосударственным поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр социальных поставщиков Омской области в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 16 апреля 2016 года № 90-п.
Субсидия направлена на возмещение затрат негосударственного поставщика, связанных с предоставлением гражданину, признанному нуждающимся в социальном обслуживании, социальных услуг.
Поставщик социальных услуг с момента его включения в реестр несет ответственность за достоверность и актуальность информации, содержащейся в реестре.
Контроль за деятельностью поставщиков социальных услуг осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, включая соблюдение требований за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг в соответствии с постановлениями правительства Омской области от 8 февраля 2012 года № 23-п «Об отдельных вопросах осуществления регионального государственного контроля (надзора) в Омской области» и от 18 августа 2021 года № 339-п «Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания на территории Омской области».
Предметом регионального контроля является проверка соблюдения поставщиками социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание граждан, требований, установленных федеральными законами «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и иными федеральными законами принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Омской области в сфере социального обслуживания.
Вопрос системной проблемы ограничения возможности контроля со стороны государства в отношении частных стационарных учреждений социального обслуживания, как показывает опыт, является наиболее острым в данном секторе предоставления социальных услуг.
В период с 2022 по июнь 2024 года Уполномоченным осуществлен мониторинг соблюдения прав пожилых и маломобильных граждан в четырех частных пансионатах негосударственных поставщиков социальных услуг.
И только один из посещенных пансионатов предоставляет действительно комфортные и безопасные условия при оказании социальных услуг: во всех помещениях пансионата – в комнатах для проживания и местах общего пользования – администрацией поддерживается чистота и порядок.
Получатели социальных услуг проживают в двух- и трехместных комнатах, где создана по-домашнему уютная обстановка с оборудованными на окнах жалюзи. Для проживающих регулярно организуются культурно-массовые мероприятия, оборудованы зоны для чтения книг. Пожилые люди обеспечены должным медицинским уходом и сбалансированным пятиразовым питанием. Проживающим в пансионате предоставлена возможность заниматься цветоводством, выращиванием овощей в специально оборудованной теплице.
Диаметральная ситуация по предоставлению социальных услуг была представлена омбудсмену и районному прокурору во время совместного посещения другого частного пансионата для престарелых. Уполномоченным отмечено, что расположение и площадь комнат, в которых проживает от 2-х до 3-х человек, позволяет постояльцам находиться в просторных условиях, однако на этом комфортные условия и ограничиваются, так как отсутствие уютной обстановки, хотя бы минимально похожей на домашнюю, не создает атмосферу домашнего тепла.
Уполномоченный и прокурор обратили внимание на состояние потолка в помещениях общего назначения (холлах, коридорах), частями демонтированного, что создавало угрозу противопожарной безопасности при имеющихся протеканиях потолка.
Кроме этого, возможно было предположить отсутствие надлежащей вытяжной системы, так как при входе в помещение пансионата сразу чувствуются резкие посторонние запахи.
На момент посещения в пансионате проживало 46 человек, из них 11 или 12 (точное количество директор пансионата затруднилась предоставить) признаны в установленном порядке инвалидами, хотя визуально количество маломобильных граждан больше.
Как пояснила директор пансионата, даже самые простые технические средства реабилитации (ТСР) – абсорбирующее белье: пеленки и подгузники, столь необходимые маломобильным гражданам – закупаются за счет средств пансионата. Установлено, что постояльцам, имеющим инвалидность, не оформлены индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА), в которой должны быть прописаны ТСР. Директор пансионата не имеет полного представления о порядке получения инвалидами ТСР и оформления ИПРА.
Кроме этого, в ходе знакомства Уполномоченного с условиями пребывания престарелых граждан и оказания им стационарной социальной помощи в данном пансионате, особое внимание было уделено быту маломобильных граждан. В частности, проживающий в пансионате, М. 1958 г.р. использует для передвижения кресло-каталку, предоставленную ему в социальном учреждении. Вместе с тем, в разговоре с ним выяснено, что ему не оформлена инвалидность и, следовательно, он не обеспечивается в полном объеме мерами социальной поддержки, включая технические средства реабилитации. С согласия М., информация о необходимости проведения углубленного медицинского обследования с целью дальнейшего оформления его медицинских документов врачебной комиссией, была доведена до администрации Центральной районной больницы, к которой гражданин прикреплен для медицинского обслуживания.
Вместе с тем, на сайте пансионата представлен перечень предоставляемых социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг, в который входят в том числе услуги: сопровождение работником организации социального обслуживания получателя социальных услуг в медицинскую организацию (в пределах населенного пункта); приобретение за счет средств получателя социальных услуг лекарственных препаратов и медицинских изделий в соответствии с назначением врача; содействие в прохождении медико-социальной экспертизы; содействие в обеспечении средствами ухода и техническими средствами реабилитации.
Уполномоченному не удалось посетить пищеблок пансионата по причине отсутствия предоставляемых в пищеблоке халатов. На сотрудниках пищеблока также отсутствовала специальная одежда (униформа).
Директор пансионата не смогла предоставить Уполномоченному и прокурору района необходимую документацию, по причине отсутствия у неё доступа к месту их нахождения.
По итогам посещения данного частного пансионата Министерству труда и социального развития Омской области, рекомендовано усилить контроль за предоставлением социальных услуг, выполнением рекомендаций, содержащихся в ИПРА инвалида, обеспечением безопасности содержания граждан в данном пансионате, включенном в реестр поставщиков социальных услуг Омской области в Министерстве труда и социального развития Омской области, и получающим субсидии по возмещению затрат, связанных с предоставлением гражданам, признанным нуждающимся в социальном обслуживании, социальных услуг. При взаимодействии Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области рекомендовано определить порядок профилактических визитов негосударственных поставщиков социальных услуг с целью оказания им методической помощи в их деятельности.
В результате исполнения рекомендаций Уполномоченного в течении месячного срока произведена замена поврежденных потолочных плит в холлах и коридорах пансионата, приобретены и размещены на пищеблоке халаты для посещения проверяющими. Совместно с получателями социальных услуг, специалистами медико-социальной экспертизы, проведена проверка наличия документов, подтверждающих инвалидность и наличие ИПРА. Утверждён перечень мероприятий, направленных на восстановление утерянных документов и разработку ИПРА в отношении лиц, которым программы не были разработаны. Министерством труда и социального развития Омской области организованы профилактические визиты негосударственных поставщиков социальных услуг, территориально расположенных в городе Омске. По итогам посещения 80% негосударственных поставщиков социальных услуг Омской области будет проведен семинар по вопросам организации социального обслуживания с участием негосударственных поставщиков социальных услуг.
Районной прокуратурой по результатам рассмотрения обращения Уполномоченного по вопросу нарушения прав и интересов человека в сфере социального обслуживания в частном пансионате установлено, что в деятельности частного предпринимателя, которому принадлежит пансионат, имеются нарушения законодательства при предоставлении социальных услуг, законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, социальных прав, а также по вопросам пожарной безопасности. Прокуратурой района в отношении частного предпринимателя внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, а также вынесены постановления о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях.
В 2023 и 2024 годах Министерством труда и социального развития Омской области плановые выездные проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не проведены на основании постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
В соответствии с приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 6 декабря 2023 г. № 170-п «Об утверждении Программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по региональному государственному контролю (надзору) в сфере социального обслуживания и региональному государственному контролю (надзору) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на 2024 год» проведены в 2023 и 2024 годах по три профилактических визита в отношении контролируемых лиц.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (Управление Роспотребнадзора по Омской области) в период с января 2023 года по июнь 2024 года проведено 16 плановых выездных проверок в отношении учреждений, оказывающих социальные и реабилитационные услуги гражданами обеспечивающих их круглосуточное пребывание, в том числе в отношении трех негосударственных поставщиков социальных услуг.
В отношении всех контролируемых лиц выявлены нарушения обязательных требований, составлен 31 протокол об административном правонарушении.
Результаты надзорной деятельности органов прокуратуры в отношении учреждений социального обслуживания, подведомственных Министерству труда и социального развития Омской области, показывают, что нарушения требований законодательства не являются такими многочисленными и сводятся к несоблюдению санитарно-эпидемиологических требований.
Повышенное внимание органами прокуратуры уделяется соблюдению прав инвалидов и престарелых, утративших способность к самообслуживанию и требующих постоянного ухода, проживающих в социальных объектах с круглосуточным пребыванием частной формы собственности.
В результате принятых мер прокурорского реагирования два учреждения прекратило свою деятельность (в том числе по одному проверка проведена по запросу Уполномоченного), проживающие расселены в иные социальные объекты области. Следует отметить, что данные частные поставщики социальных услуг в свое время не выразили желание о включении их в реестр поставщиков социальных услуг Омской области. При проверке одного из таких пансионатов в Кировском административном округе г. Омска, принадлежащем сначала ООО «Гармония», затем ООО «Здравница Алтая», установлено, что граждане проживали в условиях антисанитарии, полного отсутствия какой-либо противопожарной защищенности, надлежащего присмотра. На момент проверки в нём находились 60 человек возрастом от 80 до 102 лет.
Разрешение проблем соблюдения прав граждан, проживающих в частных стационарных интернатах и пансионатах, возможно через эффективную систему контроля при наличии лицензирования деятельности, что связано в том числе и с тем, что с установлением лицензирования у организаций, осуществляющих деятельность без лицензии, и их должностных лиц возникает как административная, так и уголовная ответственность.
Главное управление МЧС России по Омской области в свою очередь обращает внимание на организацию оказания гражданам социальных услуг с круглосуточным пребыванием на объектах индивидуального домовладения, в которых исключена возможность организации федерального государственного пожарного надзора и предполагает, что пожарная безопасность не попавших под внимание контрольно-надзорных органов, расположенных на объектах частного домовладения, не обеспечивается, принимая во внимание тот факт, что как при проверке за период с 2023 года по июнь 2024 года 53 объектов с круглосуточным пребыванием граждан, оказывающих социальные услуги, выявлено 282 нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Обращения граждан к Уполномоченному Омской области по правам человека по вопросам социального обеспечения
Несмотря на наличие в современном обществе множества информационных ресурсов о порядке предоставления социальных услуг различного вида, Уполномоченному поступают обращения по вопросам социального обеспечения, большая часть которых выражает просьбу об оказании содействия в его реализации.
Ниже в таблице приведены показатели по количеству и тематике обращений по вопросам социального обслуживания граждан, поступивших с 2020 по 2024 год.
|
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 (1-ое полугодие) |
Организация социального обслуживания |
40 |
16 |
16 |
34 |
21 |
Обеспечение техническими средствами реабилитации |
9 |
14 |
6 |
24 |
10 |
Организация санаторно-курортного лечения |
6 |
13 |
1 |
8 |
5 |
Прохождение медико-социальной экспертизы |
5 |
28 |
34 |
35 |
21 |
Доступная среда |
1 |
3 |
5 |
5 |
4 |
Иные вопросы социального обеспечения |
6 |
17 |
16 |
14 |
10 |
Всего поступило 426 обращений. В результате на 199 обращений даны устные консультации, на 131 – письменный ответ. Доводы заявителей полностью удовлетворены в 58 обращениях.
Положительный опыт работы Уполномоченного по защите прав граждан на социальное обслуживание
ПРИМЕР
В надежде получения помощи в отношении своего племянника К. стало обращение по телефону в аппарат Уполномоченного жителя Павлоградского района Омской области. Из обращения следовало, что гражданин К. инвалид, имеющий существенные ограничения к самостоятельному передвижению, ранее проживавший в филиале частного пансионата, был доставлен из пансионата в жилое помещение его матери, в котором на конец октября отсутствовали отопление и электричество, что создало в период приближающихся холодов явные предпосылки угрозы жизни и здоровью. При содействии директора комплексного центра социального обслуживания населения Павлоградского района в день поступления обращения К. был помещен в ЦРБ Павлоградского с признаками ненадлежащего ухода и оказания некачественной медицинской помощи в частном пансионате.
После выписки из ЦРБ вопрос дальнейшего жизнеустройства К. был положительно разрешен при взаимодействии с Министерством труда и социального развития Омской области и с середины декабря 2022 К. был определён для проживания в АСУСО Омской области «Марьяновский психоневрологический интернат».
ПРИМЕР
К Уполномоченному Омской области по правам человека поступило устное обращение от В., проживающего в городе Омске, в интересах своего брата П., проживающего на момент обращения в частном пансионате для пожилых людей и инвалидов, расположенного в Нижнеомском районе Омской области. П. в период с 7 марта 2023 года по 31марта 2024 года являлся инвалидом II группы по общему заболеванию. С 1 апреля 2024 года выплата пенсии по инвалидности была приостановлена ввиду истечения срока инвалидности. В ходе устной беседы с директором пансионата было установлено, что в период нахождения П. на инвалидности, ему практически не предоставлялись технические средства реабилитации, прописанные в ИПРА, а также, что у П. в силу сложившегося состояния здоровья отсутствовала физическая возможность самостоятельного передвижения, в связи с чем было затруднено посещение БУЗОО «Нижнеомская центральная районная больница», с целью медицинского обследования для подготовки и направления документов на МСЭ.
В ходе рассмотрения обращения при взаимодействии в рамках соглашений с Министерством здравоохранения Омской области и Министерством труда и социального развития Омской области администрацией учреждения здравоохранениям, к которому прикреплен на медицинское обслуживание П., была организована его госпитализация в профильное отделение круглосуточного стационара учреждения здравоохранения для проведения обследования в рамках направления на МСЭ.
П. установлена бессрочно II группа инвалидности по общему заболеванию и осуществлен перевод из частного пансионата в АСУСО Омской области.
ПРИМЕР
К Уполномоченному поступило обращение от О., проживающей в Омской области, в интересах её бабушки Я. 1949 г.р., которая с ноября 2022 года проживала в АСУСО Омской области, расположенном в городе Омске. При рассмотрении обращения установлено, что у Я. по состоянию здоровья отсутствует физическая возможность самостоятельного передвижения, в связи с чем затруднено посещение учреждения здравоохранения с целью медицинского обследования для подготовки и направления документов на МСЭ. Пенсионерка проживала в учреждении на основании договора об оказании платных услуг по уходу и не имела регистрации по месту пребывания (в учреждении), в связи с чем, согласно договору о предоставлении платных услуг, учреждение не оказывало содействия в прохождении МСЭ. Между тем, Я. необходимы технические средства реабилитации, в частности абсорбирующее белье, подгузники.
По итогу рассмотрения обращения к Уполномоченному, при взаимодействии Министерства труда и социального развития Омской области и Министерства здравоохранения Омской области, организовано медицинское обследование, результатом которого Я. признана инвалидом I группы и согласно ИПРА инвалида ей рекомендованы ТСР, предоставляемые за счет средств федерального бюджета.
В ходе работы в векторе социального обеспечения Уполномоченным была выявлена и проблема взимания денежных средств в размере 75% дохода граждан в стационарных учреждениях социального обслуживания.
Так в одном из учреждений социального обслуживания Уполномоченным в ходе посещения получена информация о наличии задолженности проживающими в учреждении за предоставленные им социальные услуги.
На момент посещения (1 сентября 2023 года) из 314 получателей социальных услуг 137 человек (более 40%) имели задолженность за проживание на общую сумму 2 млн 799 тыс. 756 руб.
В ходе анализа информации, предоставленной администрацией учреждения Уполномоченному, установлено, что из граждан, прибывших в дом-интернат в 2021 году и ранее, 31 гражданину вручено только уведомление о необходимости погашения задолженности, в отношении 26 граждан открыто исполнительное производство по другим основаниям. По прибывшим в 2022 году уведомление вручено 20 гражданам. Из прибывших в 2023 году задолженность по оплате социальных услуг имелась у 18 граждан.
Повышенное внимание заслуживают граждане, которые, имея задолженность, получают пенсию и другие социальные выплаты с доставкой «на руки», отказываясь при этом производить оплату полученных социальных услуг.
В соответствии с законодательством социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком данных услуг и гражданином. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. Получатель социальных услуг обязан соблюдать условия договора, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать предоставленные услуги.
Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» установлен круг лиц, имеющих право на бесплатное получение социальных услуг. Иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно губернатором Омской области не определены.
В соответствии с Федеральным законом №442-ФЗ порядок расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, должен предусматривать возможность использования этих средств на текущую деятельность, развитие организации социального обслуживания, стимулирование ее работников.
ПРИМЕР
К Уполномоченному обратился гражданин Б., проживающий в АСУСО Омской области «Большекулачинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов», по вопросу удержаний, произведенных из его пенсии. Б. является получателем социальной пенсии по инвалидности II группы. Выплата пенсии заявителю осуществляется на руки через доставку почтой.
В соответствии с Федеральным законом № 442-ФЗ и договором о предоставлении социальных услуг, заключенного между поставщиком данных услуг и заявителем, из пенсии и иных выплат Б. производятся удержания в счет ежемесячной платы.
Кроме этого, в счет погашения задолженности из его пенсии, которая является единственным источником средств к существованию, производятся удержания. После списания остается доход ниже прожиточного минимума (менее одной тысячи рублей). Заявитель попросил оказать содействие и снизить размер удержаний.
По запросу Уполномоченного обращение было рассмотрено службой судебных приставов и установлено, что в отношении заявителя в ССП находится исполнительное производство о взыскании задолженности (более 70 тыс. руб.) в пользу учреждения, в котором он проживает.
В рамках рассмотрения обращения Б. и запроса Уполномоченного в ОСФР по Омской области направлено постановление о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума. В результате вся задолженность за полученные социальные услуги была прощена заявителю.
Выходом из сложившейся практики неоплаты социальных услуг их получателями, что напрямую влияет на развитие и создание комфортных условий проживания и получения социальных услуг добросовестными получателями, может стать специальный механизм, позволяющий при заключении договора между поставщиком социальных услуг и гражданином максимально исключить возможность возникновения задолженности, а для граждан, являющихся получателями какого либо вида пенсии, определить выплату пенсии через кредитную организацию.
Актуальные проблемы в обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации
Обеспечение граждан техническими средствами реабилитации осуществляется согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», носит заявительный характер и происходит в порядке очередности с момента подачи заявления, на основании рекомендаций индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида.
Сложности в обеспечении инвалидов TCP в 2023 и 2024 годах связаны с несостоявшимися закупками в связи с введенными санкциями и значительным ростом цен на отдельные виды TCP и комплектующие, недостаточностью денежных средств в течение года (соотношение потребности и лимитов), а также действиями недобросовестных поставщиков, влекущих к расторжению контрактов и несвоевременному обеспечению TCP.
Несмотря на проводимую работу ОСФР по Омской области по организации семинаров, совещаний с общественными организациями инвалидов с участием поставщиков TCP и других заинтересованных организаций по разъяснительной работе с инвалидами по вопросу приобретения TCP по электронному сертификату, самостоятельного приобретения TCP с последующей выплатой компенсации, в аппарат Уполномоченного поступают как устные, так и письменные обращения с вопросами о приобретении электронного сертификата. Проблема несвоевременного обеспечения ТСР ставится не только в индивидуальных обращениях от граждан, но и озвучивается должностным лицами учреждений.
ПРИМЕР
В ходе рабочей поездки Уполномоченного в один из муниципальных районов Омской области на прием, проведенный совместно с районным прокурором, в интересах граждан, проживающих в стационарном отделении Комплексного центра социального обслуживания населения обратилась сотрудник учреждения. Т. указала на проблему несвоевременного обеспечения ТСР. Учитывая плату стационарного отделения в размере 75% дохода проживающих, оставшейся денежной суммы недостаточно на самостоятельное приобретение ТСР, в которых по состоянию здоровья остро нуждаются проживающие учреждения, и которые в соответствии с законодательством должны быть предоставлены инвалидам бесплатно в безвозмездное пользование в сроки, определённые порядком обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утверждённым постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. № 240.
Деятельность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, включенными в региональный перечень, осуществляет Министерство труда и социального развития Омской области.
Порядок предоставления инвалидам ТСР утвержден постановлением Правительства Омской области от 25 апреля 2012 года № 95-п «О региональном перечне технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду». Региональный перечень содержит 21 вид ТСР.
Основанием для предоставления технического средства является наличие соответствующей рекомендации в действующей ИПРА инвалида или ребенка-инвалида. Постановка на учет в целях обеспечения TCP осуществляется при обращении гражданина либо его законного представителя в комплексный центр социального обслуживания населения по месту жительства.
Обеспечение инвалидов TCP осуществляется в хронологической последовательности в зависимости от даты постановки граждан на учет и в пределах ежегодно выделяемых Минтруду лимитов бюджетных обязательств.
Средства реабилитации представляются инвалиду безвозмездно на сроки пользования, установленные Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 7 февраля 2013 года № 7-п. По истечении срока пользования инвалид имеет право повторно обратиться в КЦСОН в целях постановки на учет при условии наличия в действующей ИПРА соответствующей рекомендации.
Региональный перечень TCP сформирован и актуализируется с учетом мнения общественных организаций инвалидов, представляющих интересы различных категорий инвалидов. Кроме того, общественные организации привлекаются к обсуждению технических характеристик, закупаемых TCP, внесению предложений по корректировке сроков пользования техническими средствами, а также к процессу приемки технических средств после заключения контракта с поставщиком.
В качестве проблемы можно отметить отказы инвалидов в некоторых случаях от получения TCP, связанные с неверным подбором технического средства при постановке на учет в комплексном центре.
Здесь должна быть более тщательная разъяснительная работа специалиста комплексного центра по характеристикам того или иного TCP и его особенностям перед постановкой на учет инвалида.
Источником финансового обеспечения регионального перечня является областной бюджет. В числе основных проблем необходимо отметить высокую потребность в финансовых средствах на закупку региональных TCP.
В целях обеспечения нуждающихся средствами реабилитации в комплексных центрах социального обслуживания населения действуют пункты проката средств реабилитации. Предоставление средств реабилитации во временное пользование осуществляется на основании договора об оказании дополнительных социальных услуг. Срок действия договора определяется соглашением сторон с учетом нуждаемости заявителя в средствах реабилитации.
Для реабилитации и социализации инвалидов в КЦСОН открыты учебно-тренировочные комнаты, где проводится обучение инвалидов социально-бытовым навыкам, а также навыкам пользования средствами реабилитации.
С целью оказания содействия жителям Омской области, нуждающимся в разносторонней социальной помощи, их родственникам и всем заинтересованным лицам в получении всей необходимой информации об условиях предоставления социальных услуг и порядке формирования пакета документов для оформления в социальные учреждения стационарного типа, расположенные на территории Омской области, Уполномоченным при участии Министерства труда социального развития Омской области проводится «горячая» телефонная линия. За несколько часов 40-50 заявителей получают консультационную помощь и разъяснения на поставленные вопросы.
В мае 2024 года на очередном заседании Консультативного совета при Уполномоченном Омской области по правам человека при участии представителей Прокуратуры Омской области, Министерства труда социального развития Омской области, Министерства здравоохранения Омской области, ОСФР по Омской области, председателя Комитета по социальной политике и депутата Законодательного Собрания Омской области. Рассмотрены вопросы по социальному обеспечению в учреждениях соцобслуживания, подведомственных Минтруду, по предоставлению социальных услуг лицам, утратившим способность к самообслуживанию и требующих постоянного ухода, проживающих в социальных объектах с круглосуточным пребыванием частной формой собственности, а также актуальных проблем в обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации.
В результате участниками заседания Консультационного совета было решено:
- Министерству труда и социального развития Омской области, руководителям государственных стационарных учреждений, подведомственных Министерству, вести строгий контроль за сроками установления инвалидности получателей социальных услуг с целью своевременного оказания им содействия в сопровождении на медицинское обследование для очередного переосвидетельствования. Осуществлять контроль качества предоставления социальных услуг частными поставщиками, включенными в реестр поставщиков социальных услуг;
- Министерству труда и социального развития, государственным учреждениям, подведомственных Министерству, продолжить работу, направленную на улучшение качества предоставления социальных услуг, а также сотрудничество с благотворительным фондом помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость»;
- Министерству здравоохранения Омской области совместно с Министерством труда и социального развития Омской области выработать оптимальный алгоритм действий в случаях выявления нарушений прав граждан, получателей социальных услуг, в оформлении документов для направления на МСЭ;
- Министерству труда и социального развития рассмотреть вопрос о включении в перечень предоставления платных социальных услуг в стационарных учреждениях социального обслуживания Омской области оказание содействия в прохождении МСЭ;
- Министерству труда и социального развития установить взаимодействие с прокуратурой Омской области в части инициирования совместных проверок социальных объектов с круглосуточным пребыванием частной формы собственности, предоставляющих услуги по социальному обслуживанию граждан;
- прокуратуре Омской области усилить контроль за соблюдением прав и интересов граждан в предоставлении социальных услуг в стационарных учреждениях социального обслуживания, подведомственных Министерству труда и социального развития Омской области, а также пансионатах частной формы собственности.
По вопросу «Актуальные проблемы в обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации» рекомендовано:
- ОСФР по Омской области и Министерству труда и социального развития Омской области продолжить разъяснительную работу в части информирования инвалидов о приобретении технических средств реабилитации с использованием электронного сертификата;
- усилить контроль за сроками выплаты компенсации за самостоятельно приобретённые технические средства реабилитации;
- активизировать разъяснительную работу среди получателей технических средств реабилитации в целях предотвращения мошеннических схем по отношению к ним при получении компенсации за самостоятельно приобретённые ТСР или использование электронного сертификата;
- совместно с общественными организациями инвалидов активизировать взаимодействие в рамках исполнения контрактов в целях осуществления общественного контроля;
- ОСФР по Омской области усилить контроль за актуальностью сведений о месте фактического проживания инвалидов, нуждающихся в ТСР на основании рекомендаций индивидуальной программы реабилитации или абилитации, с целью своевременной доставки поставщиками инвалидам ТСР;
- Министерству труда и социального развития Омской области провести разъяснительную работу со специалистами комплексных центров социального облуживания населения о качественном подходе при оформлении документов на получение инвалидами ТСР, включённого в перечень, предусмотренный постановлением Правительства Омской области от 25 апреля 2012 года № 95-п «О региональном перечне технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду», в целях исключения случаев отказа инвалидами от ТСР.
При подготовке доклада использована информация, предоставленная Уполномоченному Прокуратурой Омской области, Главным управлением МЧС России по Омской области, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, Министерством труда и социального развития Омской области, ОСФР по Омской области.