Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью сталкиваются с дополнительными барьерами в развитии, социализации и интеграции в общество. Справиться с проблемами помогает качественная реабилитация. Задача Уполномоченного способствовать созданию условий для этого.

По просьбе омбудсмена Министерство труда и социального развития Омской области показало на примере одного из учреждений социального обслуживания населения в Ленинском административном округе города Омска практику реабилитационных занятий с детьми-инвалидами, которые имеют нарушения интеллекта.

В рамках индивидуальной программы реабилитации и (или) абилитации ребенка-инвалида (ИПРА) социальные услуги детям предоставляются бесплатно, с учетом их индивидуальных возможностей и пожеланий родителей (иных законных представителей).

Штат КЦСОН «Родник» укомплектован психологами, специалистами по реабилитации, другими профильными специалистами для проведения лечебной физкультуры, массажа и других процедур. По уровню образования и стажу работы 90 % сотрудников отвечают квалификационным требованиям.

Помещения для занятий с разновозрастными детьми в хорошем состоянии находятся, имеются сенсорная, соляная комнаты, средства обучения и воспитания (игры, игрушки, книги и т.д.), канцелярские принадлежности.

В здании и на прилегающей территории обеспечена доступность для инвалидов и иных маломобильных групп населения:

  • входная группа оборудована пандусом, дверные проемы расширены, имеются поручни;
  • имеется специально оборудованное санитарно-гигиеническое помещение;
  • обеспечено наличие сменных кресел-колясок.

Возможность предоставления услуги в дистанционном режиме или на дому предусмотрена. Развивается служба ранней помощи детям в возрасте от 0 до 3-х лет.

Сотрудник аппарата Уполномоченного 12 февраля 2025 года посетила три индивидуальных занятия с детьми-инвалидами, у которых выявлена умственная отсталость, синдром Дауна. Согласно ИПРА дети с родителями получили социально-педагогические, социально-психологические услуги.

На занятиях со специалистами проведены упражнения по развитию речи, слуха и зрения, дети учились различать цвета, развивали двигательную активность.

По мнению экспертов, главное правило реабилитации детей с генетическими отклонениями и психическими нарушениями – не лечение или коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность таких детей в «обычную» жизнь – общение с близкими и сверстниками, учеба и занятия в кружках и секциях.

После посещения занятий завязалась дискуссия с коллегами из Минтруда и социального учреждения о важности предоставления реабилитационных услуг в сочетании с разными видами деятельности (индивидуальных и групповых занятий), с учетом детских индивидуальных потребностей и возможностей, при правильной организации пространства для упражнений и грамотном подборе методик удержания внимания, поддержания мотивации к обучению особых детей. После занятий родители получили консультации по закреплению учебного материала.

По наполняемости реабилитационных услуг более высокой результативностью есть еще над чем подумать, дополнительно поработать и поучиться.

Социальным работникам КЦСОН «Родник» в 2025 году предстоит переход на федеральные стандарты реабилитации инвалидов, в том числе детей- инвалидов, в рамках экспериментальной площадки.

Обратиться к Уполномоченному

    ×