Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации по назначению страховых пенсий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ.

Частями 1 и 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» определены условия назначения страховой пенсии по старости:

– ч.1: право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону «О страховых пенсиях»);

– ч.1.1: лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (с учетом положений, предусмотренных приложением 3 к настоящему Федеральному закону, необходимый страховой стаж в 2019 году – 10 лет, в 2020 году – 11 лет, в 2021 году – 12 лет, в 2022 году – 13 лет, в 2023 году – 14 лет, в 2024 и далее – 15 лет).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее – ИПК) в размере не менее 30 (с учетом положений части 3 статьи 35 Федерального закона № 400-ФЗ необходимое количество ИПК в 2019 году – 16,2, в 2020 году – 18,6, в 2021 году – 21,0, в 2022 году – 23,4, в 2023 году -25,8, в 2024 году —  28,2, в 2025 году и далее- 30).

Кроме этого с 1 января 2019 года статья 8 дополнена частью 1.2: лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

В страховой стаж 42 года и 37 лет в целях определения права на страховую пенсию по старости, соответственно, мужчин и женщин включались периоды работы и (или) деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» и периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 указанного закона:

– периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч.1 ст.11);

– период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (п.2 ч.1 ст.12).

Период прохождения военной службы по призыву не включался в подсчет продолжительности страхового стажа для определения право мужчин на страховую пенсию по старости за «длительный стаж».

Данный порядок изменен Федеральным законом от 4 ноября 2022 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В подсчет 42 лет страхового стажа дополнительно стали учитываться периоды:

– периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы;

– период пребывания в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее – период пребывания в добровольческом формировании).

При этом периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании засчитываются в страховой стаж в двойном размере.

Как особо подчеркнули в аппарате Уполномоченного, приведенные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 года.

Приведем пример. Мужчина 1961 г.р. с учетом переходных положений право на страховую пенсию по старости на общих основаниях (при наличии необходимого страхового стажа и ИПК) приобретает в 63 года, т.е. в 2024 году. Вместе с тем, если продолжительность его страхового стажа в целях назначения пенсии за «длительный стаж» с учетом внесенных изменений (т.е. с учетом службы) составляет 42 года и более, он вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» по достижении возраста 61 года (т.е. в 2022 году) в любое время после наступления права.

Мужчины 1962 г.р. при имеющемся страховом стаже 42 года, исчисленным в выше приведенном порядке и при соблюдении наличия требуемой величины ИПК, приобретают право на страховую пенсию по старости в 2024 году (а не в 2026 г. в соответствии с приложением 6 к Федеральному закону «О страховых пенсиях»).

Срок назначения страховой пенсии определяется ст.22 Федерального закона «О страховых пенсиях»: страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

от admin

Обратиться к Уполномоченному

    ×