Уполномоченный Омской области по правам человека и региональное Министерство образования обсудили вопросы развития инклюзии с органами, осуществляющими управление в сфере образования в муниципальных районах. 3 декабря Ирина Касьянова провела совещание в формате видеоконференцсвязи с представителями Азовского, Горьковского и Любинского районов области.
За положением дел с обеспечением равного доступа к образованию детей с особыми образовательными возможностями и потребностями в Азовском, Горьковском и Любинском районах Ирина Касьянова следит с особой внимательностью. В 2024 году во время посещения данных районов Уполномоченный посетила социальные учреждения, уделила внимание вопросам получения в массовой образовательной организации доступного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью, в том числе детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также провела приемы граждан по личным вопросам.
По итогам ознакомления с муниципальной практикой соблюдения прав на образование граждан с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей Уполномоченный довела до сведения Министерства образования Омской области и органов местного самоуправления указанных районов мнение о том, что состояние инклюзии в муниципальных образовательных учреждениях не удовлетворяет все требования законодательства.
Во время совещания с районами специалисты регионального министерства образования поддержали требования Уполномоченного. В частности, были указаны сдерживающие факторы развития инклюзии по каждому муниципальному району, приведены в качестве аргументов количественные и качественные показатели качества образования таких детей, обозначены точки роста с учетом специфики инфраструктуры и других ресурсов района.
Муниципальным органам управления образования рекомендовано создать специальные условия для обучения детей с ОВЗ. Во-первых, необходимо преодолеть дефицит узкопрофильных педагогических специалистов (педагогов-логопедов, педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов и других) через организацию профессиональной переподготовки кадров, системного повышения их квалификации; активное взаимодействие с ресурсными (коррекционными) школами области, сетевое взаимодействие с другими детскими садами и школами с инклюзией.
Во-вторых, необходимо расширить инклюзивную практику и повышение качества такого образования в целом за счет организации на местах иного уровня психолого-педагогической помощи и поддержки всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей, педагогических работников), как этого требует закон об образовании – районы не используют весь имеющийся в регионе потенциал.
И, в-третьих, для каждого, кто входит в инклюзивную педагогическую и управленческую команду необходимо создать условия для стимуляции к саморазвитию посредством материального и нематериального стимулирования такого сложного вида педагогического труда.
По завершении совещания Ирина Касьянова пообещала проконтролировать результаты договоренностей в конце текущего учебного года. При этом особое внимание будет уделено проблемам выплат дополнительных надбавок учителям и педагогам, включенным в систему инклюзии (по аналогии с педагогами коррекционных классов).
Также омбудсмен проведет дополнительные консультации с руководством регионального Министерства образования по повышению ответственности органов местного самоуправления за результаты обеспечения специальных условий для обучения детей с ОВЗ на местах.
Рычаги своего влияния на процессы в образовании омбудсмен намерен использовать в рамках закона, который утвердил его полномочия.